Тема 1.5
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
2 учебный вопрос
Состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций строится по территориально-производственному принципу. Она состоит из:
- Органов управления
- Сил и средств
2.1. Основные органы управления системы РСЧС
Система органов управления РСЧС имеет иерархическую структуру, которая насчитывает пять иерархических уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. При этом основными органами управления на каждом из этих уровней являются:
- На федеральном уровне:
- Национальный центр управления в кризисных ситуациях;
- центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры);
- информационные центры;
- дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
- На межрегиональном уровне (федеральные округа РФ):
- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС (Москва, Санкт Петербург, Ростов на Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск);
- На региональном уровне (субъекты РФ):
- центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ по субъектам РФ;
- информационные центры;
- дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- На муниципальном уровне (поселения, городские округа):
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
- На объектовом уровне (предприятия, организации):
- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
2.2. Силы и средства системы РСЧС
Силы и средства РСЧС представлены специально подготовленными силами и средствами:
- Федеральных органов исполнительной власти:
- МЧС России;
- МВД России;
- Минобороны России;
- Спецстрой России;
- Минздравсоцразвития России;
- Минобрнауки России;
- Минприроды России;
- Минпромторга России;
- Минтранса России;
- Минкомсвязи России;
- Минсельхоза России;
- Минэкономразвития России;
- Минрегиона России;
- Минэнерго России.
- Госкорпорации «Росатом»;
- Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Органов местного самоуправления.
- Организаций и общественных объединений.
Все вышеперечисленные силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:
- Силы и средства наблюдения и контроля.
- Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств наблюдения и контроля
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:
- Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
- Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Геофизическая служба Российской академии наук;
- Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Состав сил и средств ликвидации ЧС
Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:
- Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
- Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, Министерства обороны РФ (соединения и части РХБ-защиты, части и подразделения инженерных войск), других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
- Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Выводы по второму учебному вопросу
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из органов управления, а также сил и средств.
2. Органы управления системой РСЧС структурированы по вертикали и функционируют на пяти уровнях управления.
3. Для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются силы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций и общественных объединений. В зависимости от функционального предназначения данные силы подразделяются на силы наблюдения и контроля, а также на силы ликвидации чрезвычайных ситуаций.