Тема 1.6
Система гражданской обороны Российской Федерации

2 учебный вопрос
Структура и основы функционирования системы гражданской обороны Российской Федерации

2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации

Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.

Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

2.2. Состав системы Гражданской обороны Российской Федерации

Систему гражданской обороны составляют:

  1. Органы управления системой ГО:
    • органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.);
    • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  2. Силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны.
  3. Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации.
  4. Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

2.2.1. Состав органов управления системой ГО РФ

  1. Органы государственной власти Российской Федерации:
    • Президент Российской Федерации;
    • Правительство Российской Федерации (Председатель Правительства РФ – непосредственный руководитель системой ГО в РФ);
    • Федеральные органы исполнительной власти (основные – МЧС, МО, МВД).
  2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  3. Органы местного самоуправления.
  4. Руководители организаций.

Таким образом, общее руководство ГО в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Руководство ГО в федеральных органах и в организациях осуществляют их руководители. Они по должности являются начальниками ГО указанных органов и организаций.

Руководство ГО на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

Начальники ГО всех степеней (в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях) несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики к действиям в чрезвычайных ситуациях. В пределах своих полномочий и в установленном порядке они имеют право вводить в действие соответствующие планы ГО, принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, издавать приказы по вопросам ГО.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной, МЧС России, которое создает территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

2.2.2. Состав сил системы ГО РФ

Силы гражданской обороны состоят из войск, служб, гражданских организаций ГО, аварийно-спасательных служб и формирований.

  1. Воинские формирования:
    • воинские формирования войск гражданской обороны МЧС РФ. К ним относятся отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолётные отряды, отряды радиационной, химической и бактериологической разведки. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    • воинские формирования Вооружённых сил РФ (в порядке, определённом Президентом РФ, и в соответствии с законодательством РФ);
    • другие войска и воинские формирования (в порядке, определённом Президентом РФ, и в соответствии с законодательством РФ).
  2. Службы гражданской обороны (федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные, городские, организаций).
  3. Гражданские организации ГО. Они создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
  4. Аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

2.2. Режимы функционирования системы ГО

В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов:

1. Режим повседневной деятельности. Действует в мирное время при нормальной обстановке, с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

2. Режим повышенной готовности. Вводится при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны.

3. Чрезвычайный режим. Вводится с момента объявления войны, фактического начала военных действий или при введении Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях, а также при возникновении ЧС природного или техногенного характера.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Система гражданской обороны в Российской Федерации организована по территориально-объектовому принципу. При этом ответственность за проведение мероприятий гражданской обороны на территориях РФ несут соответствующие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в министерствах, ведомствах и организациях - руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций. Общее руководство гражданской обороной на территорией Российской Федерации осуществляет премьер-министр.

2. Система гражданской обороны РФ состоит из органов управления, сил и средств, фондов и резервов, а также систем связи, оповещения, управления и информационного обеспечения, имеющих иерархическую структуру.

3. В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности или в чрезвычайном режиме. Введение и отмена режимов функционирования системы на территориях РФ осуществляется соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и в организациях (на объектах) - руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителями организаций (объектов).

Бесплатный хостинг uCoz