Тема 1.11
Эвакуация и рассредоточения населения

2 учебный вопрос
Способы и порядок проведения эвакуации населения

Эвакуация и рассредоточение населения из городов и других населённых пунктов или эвакуация людей из опасной зоны – надёжнейшие способы их защиты.

Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) из населённого пункта или опасной зоны персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, и населения в безопасную (загородную) зону. При этом эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

Эвакуации подлежат:

  1. Работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону.
  2. Неработающие члены семей указанных работников.
  3. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население.
  4. Материальные и культурные ценности.

К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

  • государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);
  • производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);
  • запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;
  • сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;
  • запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

  • культурные ценности мирового значения;
  • российский страховой фонд документов библиотечных фондов;
  • культурные ценности федерального (общероссийского) значения;
  • электронные информационные ресурсы на жестких носителях;
  • культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.

Эвакуацию следует отличать от рассредоточения.

Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и т.д.). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону.

Рассредоточению подлежит персонал:

  1. Уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах.
  2. Организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи и т.п.).

При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам городов (населённых пунктов) районах загородной зоны, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. При невозможности совместного размещения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны. В исключительных случаях по решению начальника гражданской обороны – руководителя органа исполнительной власти области разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций в населенных пунктах, расположенных в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

Загородная зона – территория за пределами зон возможных разрушений, опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения).

Граница загородной зоны устанавливается в зависимости от категории (важности) города. Загородная зона является местом размещения эвакуируемого и рассредоточиваемого персонала объектов экономики и остального населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Каждому объекту экономики в загородной зоне назначается район размещения.

Районы эвакуации и рассредоточения в загородной зоне согласуются с органами местной исполнительной власти и гражданской обороны. Весь фонд жилых, административных и общественных зданий в районах эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны – руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане размещаются в них на основании ордеров, выданных этими органами.

При отсутствии загородной зоны на территории области по согласованию с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации возможно выделение загородной зоны на территории этих субъектов Российской Федерации.

Принципы проведения эвакуации и рассредоточения

  1. Производственный. Вывоз персонала объектов экономики с членами семей осуществляется по предприятиям силами и средствами объектов экономики (предприятий). Применение данного принципа помогает сохранить целостность коллектива объекта и более четко спланировать и провести эвакуацию и рассредоточение.
  2. Территориальный. Вывоз осуществляется силами и средствами администрации города непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
  3. Территориально-производственный. Основной принцип. При этом:
    а) эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;
    б) эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Основы подготовки эвакуации

Для подготовки к эвакуации заблаговременно проводят подготовительные мероприятия:

1. Разработка планов эвакуации на предприятиях, согласованных с органами власти и гражданской обороны. В Плане эвакуации определяются:

  • маршрут движения;
  • места малых и больших привалов;
  • график вывоза из зон поражения;
  • районы эвакуации;
  • транспортные средства эвакуации;
  • порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты, продуктами питья и водой;
  • перечень должностных лиц, ответственных за эвакуацию;
  • другая информация.

2. Подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения.

3. Подготовка транспорта.

4. Подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путем проведения специальных занятий и учений.

5. Разработка схемы эвакуации – нанесение на план местности маршрутов, мест привалов, пунктов питания и медицинского обслуживания, выдачи средств индивидуальной защиты, сборных и приемных эвакопунктов и т. д.

Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

  • в федеральных органах исполнительной власти – на начальников гражданской обороны – руководителей федеральных органов исполнительной власти;
  • в субъектах РФ – на начальников гражданской обороны – руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ;
  • в муниципальных образованиях – на начальников гражданской обороны – руководителей органов местного самоуправления;
  • в организациях – на начальников гражданской обороны – руководителей организаций.

Виды эвакуации:

  1. По видам опасности:
    • эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения);
    • эвакуация из зон возможных сильных разрушений;
    • эвакуация из зон катастрофического затопления и др.
  2. По удалённости:
    • локальная (в пределах города, населенного пункта, района);
    • местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
    • региональная (в границах федерального округа);
    • государственная (в пределах Российской Федерации).
  3. По способам эвакуации:
    • своим ходом. Население эвакуируется, используя собственные транспортные средства либо пешком (рис. 2.1);
      Эвакуация своим ходом
      Рис. 2.1. Эвакуация своим ходом
    • на транспортных средствах общего пользования. Люди эвакуируются централизованно на государственных (мобилизованных государством) транспортных средствах: железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных. Транспортом вывозятся рассредоточиваемые (работники предприятий, продолжающих работу в городе), формирования гражданской обороны, больные, престарелые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальные категории граждан выводятся пешком до пункта промежуточной эвакуации (рис. 2.2).
      Эвакуация на транспортных средствах общего пользования
      Рис. 2.2. Эвакуация на транспортных средствах общего пользования
    • комбинированный. Часть населения эвакуируется своим ходом, остальные вывозятся на транспортных средствах общего пользования до мест размещения в загородной зоне или до промежуточных пунктов эвакуации, откуда можно выехать самостоятельно различными видами транспорта в конечные пункты назначения (рис. 2.3). Основной способ. Используется с целью проведения эвакуации в кратчайшие сроки.
      Эвакуация комбинированным способом
      Рис. 2.3. Эвакуация комбинированным способом
  4. По длительности проведения
    • временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток);
    • среднесрочная – до 1 месяца;
    • продолжительная – более месяца.
  5. По времени начала проведения
    • упреждающая (заблаговременная). Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток (рис. 2.4).
      Упреждающая эвакуация
      Рис. 2.4. Упреждающая эвакуация
    • экстренная (безотлагательная). В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения (рис. 2.5). Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
      Экстренная эвакуация
      Рис. 2.5. Экстренная эвакуация
  6. По охвату эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации:
    • общая. Предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации;
    • частичная. Проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируется:
      1. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей).
      2. Материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с органами военного управления.

2.2. Основы управления эвакуацией и общий порядок эвакуации

Для планирования, подготовки и проведения эвакуации в органах исполнительной власти области, органах местного самоуправления и организациях заблаговременно в мирное время создаются органы управления эвакуацией:

  1. эвакуационные комиссии;
  2. сборные эвакуационные пункты;
  3. промежуточные пункты эвакуации;
  4. группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;
  5. эвакуационные приемные комиссии;
  6. приемные эвакуационные пункты;
  7. администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, домоуправлении заблаговременно составляются списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта эвакуируемых являются основными документами для учёта, размещения и обеспечения в районах расселения.

Задачи органов управления эвакуацией

1. Эвакуационных комиссий:

  • планирование эвакуации на соответствующем уровне;
  • осуществление контроля планирования эвакуации в подведомственных органах и организациях;
  • организация и контроль подготовки и проведения эвакуации.

2. Сборных эвакуационных пунктов (СЭП):

  • сбор и учет эвакуируемого населения;
  • организованной отправки эвакуируемых в безопасные районы.

Как правило, СЭП размещают в зданиях общественного назначения (клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и др.) вблизи пунктов посадки на транспорт (железнодорожных станций, платформ, портов и пристаней) и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации. Каждому СЭП присваивается порядковый номер (рис. 2.6). К СЭП приписывается персонал ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в данном районе.

Сборный эвакуационный пункт
Рис. 2.6. Сборный эвакуационный пункт

При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны. Для контроля за организацией марша назначаются исходный пункт движения (обычно за чертой города или населённого пункта) и пункты регулирования движения.

Марш пеших колонн планируется на расстояние одного суточного перехода с задачей выйти из зоны возможных разрушений.

Для отдыха совершающих марш пешим порядком предусматриваются привалы:

  • малый (на 10-15 мин) через каждые 1-1,5 ч движения;
  • большой (на 1-2 ч) в начале второй половины перехода.

3. Промежуточных пунктов эвакуации:

  • кратковременное размещение населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями;
  • перерегистрация и проведение при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

4. Групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения:

  • организация и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;
  • ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;
  • оказание медицинской помощи в пути следования;
  • организация охраны общественного порядка.

Приём и размещение прибывшего населения возлагается на местные органы власти и штабы ГОЧС. Для обеспечения приёма местными властями создаются приёмные эвакуационные комиссии, приёмные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организовываются пункты встречи.

5. Эвакуационных приемных комиссий:

  • планирование и осуществление приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;
  • организация и контроль комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакуационных приемных комиссий;
  • организация и контроль обеспечения эвакуации;
  • учет и обеспечение хранения материальных и культурных ценностей.

6. Приемных эвакуационных пунктов:

  • обеспечение приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями;
  • последующая их отправка в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах (на пункты встречи).

Прибывшие в загородную зону проходят на ПЭП регистрацию и по распоряжению представителей эвакоприёмных органов на транспорте или пешком следуют в населённый пункт размещения.

Население, эвакуированное в безопасные районы, размещается в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Местное население готовит жильё для эвакуируемых, оборудует укрытия (подвалы, погреба), готовит к защите от заражения запасы продуктов и воды. Местные жители должны помочь прибывшим с предметами быта.

Рассредоточенное и эвакуированное население в местах размещения обеспечивается продовольствием и промышленными товарами первой необходимости местными органами власти.

Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов, приёмных эвакопунктов при необходимости оборудуются простейшие укрытия или предусматривается использование имеющихся вблизи защитных сооружений. В местах размещения используются укрытия, построенные заблаговременно или возводимые прибывшим населением.

7. Администраций пунктов посадки (высадки):

  • обеспечение своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);
  • организация посадки (высадки) населения на транспортные средства;
  • организация погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
  • обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.

2.3. Общие обязанности эвакуируемых

А) При объявлении эвакуации:

  1. Быстро подготовить средства индивидуальной защиты (если они выданы), личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о рождении – для детей).
  2. Уложить все вещи в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепить ярлык с указанием ФИО, постоянного адреса и места эвакуации.
  3. Детям на одежду пришить метки из белой ткани с указанием ФИО, года рождения, адреса проживания родителей и конечного пункта эвакуации.
  4. Взять с собой средства индивидуальной защиты, дополнительную одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух- трёхсуточный запас продуктов питания.
  5. В квартире отключить газ, электроприборы, снять занавески с окон, закрыть форточки. Легковоспламеняющиеся вещи поставить в простенки квартиры.
  6. Закрыть квартиру и сдать её под охрану ответственным лицам.
  7. Прибыть к назначенному сроку на эвакуационный пункт.

Б) По прибытии на сборный эвакуационный пункт:

  1. Пройти регистрацию.
  2. Поддерживать дисциплину и порядок.
  3. Выполнять указания должностных лиц администрации эвакуационного пункта.
Памятка эвакуируемым
Рис. 2.7. Памятка эвакуируемым

Выводы по второму учебному вопросу

1. Эвакуация людей, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций (опасных зон) в загородные (безопасные) зоны является наиболее надёжным способом их защиты. Вместе с тем существуют объекты экономики, которые должны продолжать свою работу в населённых пунктах в любых условиях обстановки. К ним относятся уникальные (специализированные) объекты экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют, а также предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность данных объектов. Вместо эвакуации персонал данных объектов и предприятий подлежит рассредоточению в загородной зоне.

2. Эвакуация в Российской Федерации организуется по производственному, территориальному или территориально-производственному принципу.

3. Ответственность за организацию и проведение эвакуации населения, материальных и культурныхценностей в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на предприятиях (в учреждениях, организациях, учебных заведениях) возлагается на их руководителей (начальников гражданской обороны).

4. Классификация видов эвакуации осуществляется по 1) видам опасности, 2) удалённости, 3) способам эвакуации, 4) длительности её проведения, 5) времени начала проведения эвакуации, 6) охвату населения эвакуационными мероприятиями.

5. Для проведения эвакуационных мероприятий создаётся система органов управления эвакуацией, включающая эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, эвакуационные приемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки).

6. Эффективность эвакуационных мероприятий во многом зависит от выполнения эвакуируемыми своих обязанностей при объявлении эвакуации, по прибытии на сборный эвакуационный пункт, на маршруте и по прибытии к месту назначения.

Бесплатный хостинг uCoz