Тема 1.11
Эвакуация и рассредоточения населения

1 учебный вопрос
Основы функционирования государственной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях

1.1. Предназначение государственной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях

Оповещение населения - это предупреждение населения о возможном нападении противника или чрезвычайной ситуации с помощью специальных сигналов.

Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке (наводнении, землетрясении или о другом стихийном бедствии, в условиях военного времени – о возможных поражающих факторах применяемого противником оружия), а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Для своевременного оповещения населения о ЧС на территории страны созданы системы оповещения, работающие круглосуточно. Системы оповещения входят в состав Единой государственной системы предупре­ждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Функционирование систем оповещения осуществляется на основе Положения о системах оповещения населения (Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. №422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»).

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и населения.

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уровни функционирования системы оповещения

Системы оповещения создаются на всех уровнях функционирования системы РСЧС.

  • на федеральном уровне – федеральная система оповещения (на территории РФ);
  • на межрегиональном уровне – межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
  • на региональном уровне – региональная система оповещения (на территории субъекта РФ);
  • на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории муниципального образования);
  • на объектовом уровне – локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня, органов местного самоуправления, руководители организаций, а также начальники штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех рангов.

Ответственность за обеспечение органов управления и штабов ГО ЧС связью несут начальники областных, городских и районных узлов связи, а также узлов связи и оповещения предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях.

Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

1.2. Порядок передачи сигналов оповещения

Сигнал оповещения состоит из двух частей:

  1.  Предупредительный сигнал «Внимание всем!».
  2. Речевая информация о характере чрезвычайной ситуации и целесообразных действиях населения в условиях её возникновения. Например:

«Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города.
Граждане!
Произошла авария на мясокомбинате с выливом сильно действующего ядовитого вещества – аммиака.
Облако зараженного воздуха распространяется в направлении посёлка Пролетарка.
В зону химического заражения попадает завод «Прогресс».
Населению улиц Заречная, Зелёная и Ямская следует немедленно покинуть жилые дома, здания учреждений, предприятий и выйти в район горы Лысая.
В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями штаба гражданской обороны».

Речевое сообщение повторяется каждые 5 минут.

При возникновении чрезвычайной ситуации информация о ней поступает в командный центр подразделения гражданской обороны. Оперативный дежурный прежде всего включает условный сигнал «Внимание всем!» (первая часть сигнала оповещения). Этот сигнал транслируется через специальные извещатели, установленные во всех районах города на крышах высотных домов и представляет собой звук однотональной сирены (сигнал «воздушной тревоги»).

После этого по сетям вещания начинается трансляция заранее записанного сообщения о текущей ситуации, в случае необходимости даются указания о действиях, которые граждане должны предпринимать в текущий момент. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут – 78,5%.

Жители, услышав сигнал «Внимание всем!», должны как можно скорее включить теле- или радиоприёмник и следовать передаваемым инструкциям.

Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана Централизованная система оповещения (ЦСО) для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться радио УКВ, программы «Маяк», «Европа+», «Авторадио», «Эхо Москвы», «Москва и москвичи», Первый и Третий канал телевидения (в момент передачи сигнала тревоги вещание этих каналов дистанционно отключается Центральной службой оповещения, причем технический персонал телебашни в Останкино не может повлиять на это переключение). С 2008 г. в составе ЦСО Москвы действуют элементы

Рис. 1.1. Система оповещения потенциально опасного объекта

Таким образом, основными средствами оповещения населения о ЧС являюся:

  1. Сирены, расположенные на крышах высотных домов. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300–400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.
  2. Сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности «Внимание всем!», с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.
  3. Проводное и беспроводное радиовещание.
  4. Телевизионные приёмники.
  5. Точки трансляции терминальных комплексов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) (рис. 1.2):
    • наружные (уличного информирования и оповещения) светодиодные экраны;
    • внутренние (информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;
    • устройства типа «бегущая строка»;
    • аудиосистемы оповещения.
  6. Мобильные телефоны.
  7. Интернет.
  8. Силы и средства домоуправлений, ЖЕКов и т.п.
Точки трансляции системы ОКСИОН
Рис. 1.2. Точки трансляции системы ОКСИОН

В качестве мест размещения технических средств информирования и оповещения населения могут использоваться:

Также с целью информирования населения в местах массового пребывания людей используются другие средства, например, рекламные щиты. Они устанавливаются, главным образом, на улицах города.

Рекламные щиты
Рис. 1.3. Рекламные щиты, используемые для информирования населения

Действия при получении сигнала оповещения о чрезвычайной ситуации

Услышав предупредительный сигнал сирены «Внимание всем» следует:

  1. При нахождении на улице – быстро определить, где можно прослушать речевую информацию (по телевизору или радиоприёмнику – своя квартира, любая школа, кинотеатры, торговые центры и т.п.).
  2. Следовать указаниям, содержащимся в сообщении.
  3. В зависимости от характера ЧС и полученной информации принимать меры защиты.

Выводы по первому учебному вопросу

1. Для своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в Российской Федерации создана централизованная система оповещения, являющаяся составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Системы оповещения создаются на каждом из уровней функционирования РСЧС: федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня, органов местного самоуправления, руководители организаций, а также начальники штабов ГО ЧС.

2. В рамках совершенствования и развития централизованной системы оповещения создана и поэтапно вводится в эксплуатацию Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового скопления людей. Её использование позволяет сократить сроки доведения до населения необходимой информации и уменьшить затраты федерального бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

3. При возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации через соответствущие системы оповещения передаются сигналы оповещения. При этом сигнал оповещения состоит из двух частей: предупредительного сигнала «Внимание всем!», а также речевой информации о характере чрезвычайной ситуации и целесообразных действиях населения в условиях её возникновения.

4. Сигналы оповещения могут передаваться с помощью различных проводных и беспроводных средств связи: сирен, громкоговорителей, теле- и радиоприёмников, жидкокристаллических, светодиодных и плазменных панелей, устройств типа "бегущая строка", рекламных щитов, сотовых телефонов, Интернета, а также посыльными.

5. Услышав звуки сирен, необходимо включить телевизор (радиоприёмник) для получения информации о характере чрезвычайной ситуации, а также указаний штаба ГО ЧС о последующих действиях. При нахождении на улице необходимо как можно быстрее зайти в любое общественное здание, оснащённое средствами теле- и радиовещания (торговый центр, учебное заведение, офис и т.п.) для прослушивания информации о ЧС.

Бесплатный хостинг uCoz