Тема 1.1
Общая характеристика курса "Основы безопасности жизнедеятельности"

Второй учебный вопрос
Цель и основное содержание учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности"

Зачастую враждебное поведение биосферы и техносферы по отношению к человеку требует упреждающего анализа источников и причин возникновения тех или иных опасностей. Для защиты от действующих опасных факторов человеку необходимо создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия. Реализация этих задач обусловила необходимость разработки специальной области научных знаний – «Безопасность жизнедеятельности».

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.

БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды, а также способы и средства защиты от них. Это относится как к повседневной жизни, так и к условиям ЧС техногенного и природного происхождения.

Цель БЖД как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижение этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.

Следовательно, цель изучения дисциплины ОБЖ – приобретение системных знаний, формирование умений и навыков в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить безопасность жизни человека и функционирования среды его обитания.

Основные задачи изучения дисциплины ОБЖ

  1. Освоение знаний о:
    • безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техно-генного и социального характера;
    • здоровье и здоровом образе жизни;
    • государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
    • обязанностях граждан по защите государства.
  2. Воспитание:
    • осознанной ответственности за негативные последствия деятельности человека, нарушающие гармонию системы, повышающие факторы риска и уровни опасностей;
    • ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;
    • чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике;
    • патриотизма и долга по защите Отечества.
  3. Овладение умениями:
    • правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
    • грамотно действовать в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях;
    • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
    • оказывать первую медицинскую помощь.

Выводы по второму учебному вопросу

  1. Безопасность жизнедеятельности – учебная (научная) дисциплина, предметом которой являются закономерности функционирования системы «Природа – Человек – Общество».
  2. Основной целью дисциплины является приобретение знаний, формирование умений и навыков, позволяющих обеспечить безопасность жизни человека и функционирования среды его обитания.
  3. В данном курсе будут изучены основы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Бесплатный хостинг uCoz