Тема 1.1
Общая характеристика курса "Основы безопасности жизнедеятельности"
Второй учебный вопрос
Цель и основное содержание учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности"
Зачастую враждебное поведение биосферы и техносферы по отношению к человеку требует упреждающего анализа источников и причин возникновения тех или иных опасностей. Для защиты от действующих опасных факторов человеку необходимо создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия. Реализация этих задач обусловила необходимость разработки специальной области научных знаний – «Безопасность жизнедеятельности».
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.
БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды, а также способы и средства защиты от них. Это относится как к повседневной жизни, так и к условиям ЧС техногенного и природного происхождения.
Цель БЖД как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижение этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.
Следовательно, цель изучения дисциплины ОБЖ – приобретение системных знаний, формирование умений и навыков в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить безопасность жизни человека и функционирования среды его обитания.
Основные задачи изучения дисциплины ОБЖ
- Освоение знаний о:
- безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техно-генного и социального характера;
- здоровье и здоровом образе жизни;
- государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- обязанностях граждан по защите государства.
- Воспитание:
- осознанной ответственности за негативные последствия деятельности человека, нарушающие гармонию системы, повышающие факторы риска и уровни опасностей;
- ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;
- чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике;
- патриотизма и долга по защите Отечества.
- Овладение умениями:
- правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- грамотно действовать в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь.
Выводы по второму учебному вопросу
- Безопасность жизнедеятельности – учебная (научная) дисциплина, предметом которой являются закономерности функционирования системы «Природа – Человек – Общество».
- Основной целью дисциплины является приобретение знаний, формирование умений и навыков, позволяющих обеспечить безопасность жизни человека и функционирования среды его обитания.
- В данном курсе будут изучены основы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».