|
Тема 1.1 ВведениеВо второй половине XX в. в результате интенсивного развития науки и техники начал отчётливо проявляться многофакторный кризис земной цивилизации. Современный научно-технический прогресс: С одной стороны:
С другой стороны, таит в себе:
Проявления деструктивного влияния НТП:
Большинство крупных аварий и катастроф на Земле являются результатом перенасыщенности производства и сферы услуг, в том числе несовершенной, а порой опасной техникой и технологией. Масштаб последствий крупных техногенных катастроф (Чернобыль 1985 г., разлив нефти в Мексиканском заливе в 2010 г.) соизмерим с последствиями ведения военных действий. Стремительно растёт число несчастных случаев, аварий и катастроф со значительными материальными потерями и жертвами. Повсеместными стали аварии на предприятиях химической, угольной промышленности, при добыче, транспортировке и переработке нефти, на всех видах транспорта. Заметно возросли разрушительные последствия наводнений, пожаров, ураганов и других опасных природных явлений. Где выход из создавшегося положения? Люди начинают задумываться над данной проблемой. Наиболее прогрессивные представители человечества пытаются разобраться в создавшемся положении, спрогнозировать будущее, скорректировать цели, источники и пределы развития цивилизации, смысл и критерии прогресса. Возможные пути выхода из кризиса:
В этой связи исключительную важность приобретает высокая профессиональная подготовка специалистов различного профиля, способных к принятию грамотных решений. Это необходимо для гармоничного развития Природы и общества, недопущения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения – для проведения соответствующих мероприятий по ликвидации негативных последствий. Кроме того, в условиях глобализации мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряжённости профессиональной деятельности существенно возрастает общественно-производственное значение состояние физического и психического здоровья работников. Главными ценностями человека в сегодняшнем мире являются здоровье и знания. Далее рассматриваются основные понятия теории и практики безопасности жизнедеятельности. |
|