Тема 1.3
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и действия в экстремальных ситуациях, вызванных техногенными факторами

Второй учебный вопрос
Правила поведения в экстремальных ситуациях, вызванных техногенными факторами

2.1. Правила поведения при авариях на радиационно-опасных объектах

Человек рождается и живёт в условиях постоянных радиоактивных излучений. Складывается так называемый естественных радиационный фон, включающий космическое излучение и излучение естественных радиоактивных элементов земной коры.

Вместе с тем опасность для человека представляет радиоактивное загрязнение окружающей среды в результате его собственной деятельности. В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки используются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Атомная наука и техника имеют большое значение для развития экономики, но вместе с тем представляет и большую опасность для людей и окружающей среды, о чём свидетельствуют произошедшие катастрофы (Чернобыль, Фукусима).

Наибольшую опасность представляют ведение боевых действий с использованием ядерного оружия (военный конфликт, террористический акт), а также аварии на атомных электростанциях (АЭС). Аварии нередко происходят с разрушением производственных сооружений и радиоактивным загрязнением территории за пределами санитарно-защитных зон (СЗЗ). На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки радиоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории. Аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров могут привести к радиоактивному загрязнению производственных помещений, а также территории в пределах СЗЗ и за её пределами. Возможны аварийные ситуации во время промышленных и испытательных взрывов, сопровождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду. Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту может вызвать радиоактивное загрязнение местности. Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами возможны при утечке ионизирующих излучений, авариях на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты.

В результате аварий на радиационно-опасных объектах возникают обширные зоны радиоактивного загрязнения местности и облучаются персонал и население. Степень опасности и масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством сопровождающих их распад ионизирующих излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется величинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.

Под внешним облучением понимается прямое облучение человека от источников ионизирующего излучения, расположенных вне его тела, главным образом от источников гамма-излучения и нейтронов. Внутреннее облучение происходит за счёт ионизирующего излучения от источников, находящихся внутри человека. Эти источники образуются в критических (наиболее чувствительных) органах и тканях. Внутреннее облучение происходит за счёт источников альфа , бета  и гамма-излучения.

Целесообразные действия при радиационном заражении местности

Защитные мероприятия должны быть направлены в первую очередь на недопущение попадания пыли и воды, которые при радиационной аварии становятся радиоактивными, в дыхательные пути, глаза, на кожу и слизистые человека.

1. При получении специального оповещения провести йодную профилактику. Йодная профилактика заключается в приеме препаратов йода: йодистого калия или водно-спиртового раствора йода. При этом достигается близкая 100% защита от накопления радиоактивного йода в щитовидной железе. Ориентировочная дозировка йодной профилактики следующая:

А) Препарат йодистого калия в таблетках принимайте один раз в день в течение семи дней после еды вместе с чаем, молоком или водой:

  • детям до двух лет – по 40 мг на один прием;
  • детям старше двух лет и взрослым – по 125 мг на прием.

Б) Водно-спиртовой раствор йода принимайте сразу после еды три раза в день в течение семи дней:

  • детям до двух лет – по 1-2 капли 5%-й настойки на полстакана молока или воды;
  • детям старше двух лет и взрослым – по 3-5 капель.

Не превышайте рекомендованных доз приема йодных препаратов, так как вы можете навредить своему здоровью больше, чем радиационное поражение!

2. Сделайте запасы питьевой воды в закрытые емкости и закройте все краны. В сельской местности это нужно сделать в первую очередь, если источник воды открытый (ручей, родник или река). Колодцы необходимо накрыть крышкой или пленкой.

3. Не теряйте времени, готовьтесь к возможной эвакуации: соберите необходимые вещи, документы, ценности, лекарства, запас имеющихся у вас консервированных и других продуктов, хранившихся в закрытых помещениях и не подвергшихся радиоактивному загрязнению. Запас продуктов рассчитывайте на 2-3 дня. Все собранные вещи упакуйте в полиэтиленовые мешки, пакеты из плотной бумаги или ткани, разместите их в сумки, рюкзаки разумных размеров и веса, удобных для ручной транспортировки.

4. Если позволяет обстановка, то не следует выходить из помещения на улицу. При этом необходимо исключить возможность притока воздуха с улицы: плотно закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия, дымоходы, щели в оконных рамах. Целесообразно каждые час-два протирать пол влажной тряпкой (в идеале – поддерживать пол во влажном состоянии). Перед входной дверью надо поставить ведро с водой и положить мокрый коврик, чтобы вытирать обувь по возвращении с улицы.

5. Прежде чем покинуть помещение, необходимо плотно застегнуть верхнюю одежду, на ноги надеть высокую обувь, на голову – головной убор из плотной ткани, рот и нос прикрыть марлевой повязкой.

6. Двигаться из зоны поражения необходимо в направлении, перпендикулярном направлению ветра.

7. Не употреблять в пищу овощи, фрукты, ягоды или грибы, которые росли в открытом грунте и сняты после объявления радиационной опасности.

8. Нельзя садиться на землю, поднимать пыль при ходьбе, купаться. Двигаться надо по тропинкам, избегая травяного покрова.

9. Перед приёмом пищи обязательно вымыть руки с мылом и прополоскать рот слабым содовым раствором. Хранить продукты питания необходимо в плотно закрывающихся стеклянных банках и в холодильнике.

2.2. Правила поведения при авариях на транспорте

Любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Транспортная катастрофа – происшествие на транспорте, повлекшее человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и транспортных средств, ущерб природной среде.

К транспортным авариям и катастрофам относят железнодорожные и авиационные аварии и катастрофы, дорожно-транспортные происшествия, аварии и катастрофы на водном транспорте, аварии на магистральных трубопроводах и т.п. Поражающие факторы, сопровождающие все транспортные аварии и катастрофы, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

2.2.1. Правила поведения при авариях на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт занимает значительное место в общем объёме грузоперевозок. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных. Поэтому железнодорожный транспорт считается отраслью хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:

  • неисправности пути;
  • поломки подвижного состава;
  • выход из строя средств сигнализации и блокировки;
  • ошибки диспетчеров;
  • невнимательность и халатность машинистов;
  • сход подвижного состава с рельсов;
  • столкновения;
  • наезды на препятствия на переездах;
  • пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
  • повреждения железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
  • изношенность технических средств.

Целесообразные действия при пожаре в вагоне поезда

Следует понимать, что члены поездной бригады подготовлены к действиям при возникновении пожара в вагоне поезда. Они знают устройство вагона, особенности распространения пламени и дыма, средства и методы тушения, а также оптимальный порядок эвакуации пассажиров. В случае возникновения пожара поездная бригада действует по следующему алгоритму:

  1. Проводник пассажирского вагона или директор вагона-ресторана немедленно останавливает поезд.
  2. Первый проводник приступает к эвакуации из вагона всех пассажиров, не допуская паники.
  3. Второй проводник вызывает начальника поезда, отключает приборы электроотопления, открывает тамбурные двери и приступает к тушению пожара всеми имеющимися в его распоряжении средствами.
  4. Все работники поездной бригады прибывают к горящему вагону с огнетушителями и включаются в работу по эвакуации пассажиров и тушению пожара. Следует отметить, что входить в горящий вагон следует в противогазе, для чего в поезде должно быть не менее двух противогазов промышленного типа.
  5. По требованию начальника поезда машинист снимает напряжение с контактной сети.
  6. Начальник поезда принимает меры к расцепке вагонов и удалению горящего вагона на расстояние, исключающее возможность переброски огня на соседние вагоны или находящиеся вблизи здания и сооружения.
  7. При невозможности ликвидации пожара своими силами и средствами начальник поезда через локомотивную бригаду и поездного диспетчера вызывает ближайший пожарный поезд или ближайшее территориальное пожарное подразделение.

Пассажиру вагона, в котором возник пожар, необходимо:

  1. При обнаружении пожара в вагоне немедленно сообщить проводнику вагона или машинисту.
  2. Сохранять самообладание и не поддаваться панике.
  3. Приготовиться к эвакуации, для чего одеться, взять с собой документы, деньги, наиболее необходимые вещи.
  4. Выполнять указания проводника вагона по порядку и направлению эвакуации.

Если в вагоне по каким-либо причинам проводников не оказалось, при обнаружении пожара необходимо:

  1. По возможности сообщить о происшествии машинисту, используя имеющиеся в вагоне средства связи или посыльным.
  2. Остановить поезд с помощью стоп-крана.
  3. Уведомить других пассажиров о пожаре, не допуская возникновения паники.
  4. Организовать эвакуацию пассажиров в соседние вагоны через свободный (доступный) тамбур.
  5. После остановки поезда возможна эвакуация пассажиров через окна аварийных выходов вагона.

Целесообразные действия при аварии в системе электро-снабжения поезда

Электрооборудование пассажирских вагонов работает в широком диапазоне напряжения: от 50 В постоянного тока до 300 В постоянного или переменного тока. В системе высоковольтного электрооборудования вагонов ток может достигать десятков и сотен ампер. Электроток даже силой 0,05 А, проходя через тело человека, вызывает серьезные ожоги, поражение тканей, сильное сокращение мышц и т.д. Ток силой 0,1 А при условно принятом поверхностном сопротивлении тела человека 100  Ом наносит смертельный электрический удар, поражающий весь организм. На исход поражения электротоком влияют сила и путь тока, прошедшего через тело человека; продолжительность действия тока, его частота; состояние окружающей среды (влажность, проводимость пола и т. д.); индивидуальные свойства и состояние организма.

Весьма важен вопрос о так называемом шаговом напряжении, которое создается растекающимся по земле током. Разность потенциалов, образующаяся при этом между двумя точками касания ног поверхности земли, и есть шаговое напряжение. Растекание тока по земле зависит от удельного сопротивления грунта: влажные грунты имеют более низкое сопротивление и поэтому более опасны. Шаговые напряжения возникают при соприкосновении с землей оборванного контактного провода, когда с него не снято напряжение. Зона шаговых напряжений простирается на расстояние 2 м от места касания земли оборванного контактного провода в сухую погоду и 20-30 м — при сырой погоде.

В случае попадания в зону напряжения необходимо скорее покинуть ее. В целях безопасности надо ступни ног поставить вместе и, не торопясь, выходить из опасной зоны, передвигаясь не более чем на ширину ступни или прыжками.

При обрыве контактной сети или другого провода:

  • не касаться проводов вне зависимости от того, лежат они на земле или нет;
  • не снимать предметы, лежащие на упавших проводах;
  • запрещается производить любые работы около упавших проводов.

Обнаружив упавшие или поврежденные провода, необходимо как можно скорее уведомить об этом механика-бригадира при движении поезда или дежурного по депо, парку, станции при нахождении вагона на стоянке.

2.2.2. Правила поведения при авариях на автомобильном транспорте

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасные виды нарушений – превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Очень часто приводят к авариям плохие дороги, главным образом скользкие, неисправность машин (на первом месте – тормозов, на втором – рулевого управления, на третьем – колес и шин). В частности, в России сохраняется большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железнодорожными путями. В прогрессии возрастает количество автомобильного транспорта, находящегося в личном пользовании. Имеет место неконтролируемое нарастание грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимый уровень.

Целесообразные действия при неизбежном столкновении автомобилей

  1. Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности.
  2. Максимально напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки.
  3. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом опаснее, чем всем бампером.
  4. При неизбежности удара защитите голову.
  5. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо.
  6. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.
  7. Если вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении.
  8. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол.
  9. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

Целесообразные действия после аварии автомобиля

  1. Определите, в какой части салона автомобиля и в каком положении вы находитесь.
  2. Посмотрите, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании).
  3. Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами.
  4. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше, так как возможен взрыв.
  5. Осмотрите себя: находясь в шоковом состоянии вы можете не почувствовать интенсивного кровотечения или опасной травмы. В результате через несколько минут вы можете умереть от потери крови или болевого шока.
  6. Вызовите «скорую помощь» и спасателей.
  7. Если позволяет состояние, осмотрите других пассажиров аварийного автомобиля и окажите им первую медицинскую помощь. При этом соблюдайте осторожность, подходя к автомобилю или выходя на проезжую часть.

Целесообразные действия при погружении автомобиля в воду

  1. Включите фары (чтобы машину потом было легче искать).
  2. Отстегните ремень безопасности. Если сработала и не сдулась подушка безопасности, разрежьте её, чтоб вышел воздух и вы были свободны в движениях.
  3. Если автомобиль ещё не под водой, немедленно покиньте его через боковые стёкла или ветровое (выбить ногами) стекло, взявшись руками за крышу машины.
  4. Активно провентилируйте легкие – глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом впрок (однако при слишком частых глубоких вдохах может возникнуть обморок вследствие переполнения головного мозга кислородом).
  5. Избавьтесь от лишней одежды.
  6. Захватите документы и деньги.
  7. Если машина уже под водой, выбраться из неё через стёкла помешает поток воды, идущей в салон. Двери из-за подпора воды также открыть не удастся. Необходимо уравнять наружное давление воды с давлением воды в салоне. Для этого придётся открыть дальнее по отношению к вам окно, чтоб машина заполнялась водой. Как только машина почти полностью заполнится, сделать крайний вдох и покинуть её через дверь или окно.
  8. Покинув машину – резко плывите вверх.

Помните, машина может держаться на плаву некоторое время, которого достаточно для того, чтобы покинуть салон. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении автомобиля с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне держится несколько минут.

2.2.2. Правила поведения при авариях на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит из-за ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации, а также с износом материальной части и оборудования судов, портов и других объектов. Зачастую аварии случаются из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Среди аварий на водном транспорте наиболее распространены столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары в порту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

Среди предварительных мер защиты пассажиру необходимо запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

Целесообразные действия при высадке с судна

  1. Помните, что покинуть судно можно только по команде капитана.
  2. Перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот нужно надеть на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет.
  3. Если есть возможность, в шлюпку взять одеяло, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду, еду.
  4. Если необходимо прыгать с борта корабля в воду, желательно делать это с высоты не более 5 м, одной рукой закрыв рот и нос, второй – крепко держась за жилет.
  5. Не следует прыгать с борта корабля с надетым спасательным кругом. Целесообразно бросить круг в воду и прыгать рядом с ним. После выныривания одеть спасательный круг на себя так, чтобы он оказался в области подмышек.
  6. Находясь на воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.
  7. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому даже в теплой воде движения должны быть сведены к минимуму. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ позволяет увеличить расчетный срок выживания в холодной воде почти наполовину.
  8. Если на вас нет спасательного жилета, ухватитесь за какой-нибудь плавающий предмет, чтобы было легче держаться на поверхности до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

Целесообразное поведение при нахождении на спасательном плавательном средстве

  1. Примите таблетки от морской болезни.
  2. Для того, чтобы сберечь тепло, держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения.
  3. Держите ноги по возможности сухими, регулярно двигайте ими для снятия отечности.
  4. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.
  5. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, не делайте бесполезных движений. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду. Употребляйте в день не более 0,5-0,6 л воды, разделив её на малые дозы с самой большой дозой вечером.
  6. Питайтесь только аварийным запасом пищи.
  7. Не паникуйте! Помните: без питья взрослый человек может обходиться от 3 до 10 дней. При рационе 0,5-0,6 л воды в сутки взрослый человек может продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.
  8. Сохраняйте дымовые шашки до того момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте одновременно все шашки в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.

2.3. Правила поведения при обрушениях зданий

В результате внезапного обрушения зданий возникают пожары, происходит разрушение коммунально-энергетических сетей, образуются завалы, травмируются и гибнут люди.

Предупредительные мероприятия

  1. Заранее продумайте план действий в случае обрушения здания и ознакомьте с ним всех членов своей семьи.
  2. Обязательно храните в доступном месте укомплектованную медицинскую аптечку и огнетушитель.
  3. Найдите для ядохимикатов, легко воспламеняющихся жидкостей и других опасных веществ надежное, хорошо изолированное место.
  4. Не держите в квартире без надобности газовые баллоны.
  5. Ознакомьтесь с расположением электрических рубильников, магистральных газовых и водопроводных кранов для экстренного отключения электричества, газа и воды.
  6. При малейших признаках утечки газа перекройте его доступ в квартиру, проветрите все помещение и сообщите о случившемся в службу Горгаз по телефону 04. Категорически запрещается пользоваться открытыми источниками огня, электровыключателями и электробытовыми приборами до полного проветривания помещения.
  7. Не загромождайте коридоры здания, лестничные площадки, аварийные и пожарные выходы посторонними предметами.
  8. Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки к нему.

Целесообразные действия при внезапном обрушении здания

  1. Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, постарайтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.
  2. Спускайтесь по лестнице, а не в лифте, так как он в любой момент может выйти из строя.
  3. При эвакуации пресекайте панику, давку в дверях
  4. Нельзя прыгать с балконов и окон из этажей выше первого, а также через застекленные окна.
  5. Оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

Целесообразные действия при невозможности покидания здания

  1. Займите самое безопасное место: проемы капитальных внутренних стен; углы, образованные капитальными внутренними стенами, под балками каркаса.
  2. По возможности спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков.
  3. Если с вами дети, укройте их собой.
  4. Заранее откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости.
  5. Держитесь подальше от окон, электроприборов.
  6. Немедленно отключите воду, электричество и газ.
  7. Не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа.
  8. Если возник пожар, сразу же потушите его.
  9. Используйте телефон только для вызова представителей органов правопорядка, пожарных, врачей, спасателей.
  10. Не выходите на балкон.

Целесообразные действия в завале

  1. Дышите глубоко, не поддавайтесь панике и не падайте духом, сосредоточьтесь на самом важном – выживании любой ценой, верьте, что помощь придет обязательно.
  2. По возможности окажите себе первую медицинскую помощь.
  3. Старайтесь приспособиться к обстановке и осмотреться, поискать выход.
  4. Постарайтесь определить, где вы находитесь, нет ли рядом других людей: прислушайтесь, подайте голос.
  5. Помните, что человек способен выдерживать жажду и голод в течение длительного времени, если не будет бесполезно расходовать энергию.
  6. Поищите в карманах или поблизости предметы, которые позволят подать световые или звуковые сигналы, например, фонарик, зеркальце, а также металлические предметы (ими можно постучать по трубе или стене и тем самым привлечь внимание).
  7. Если единственным способом выбраться из завала является узкий лаз, протиснитесь через него. Для этого необходимо расслабить мышцы и двигаться, прижав локти к телу.

2.4. Правила поведения при пожарах

Опасными факторами пожара являются:

  • открытый огонь и искры;
  • повышенная температура окружающей среды и предметов;
  • токсичные продукты горения;
  • задымление;
  • пониженная концентрация кислорода;
  • падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок.

Следует помнить, что наибольшую опасность при пожаре представляет собой не огонь, а дым (токсичные продукты горения). При пожарах чаще всего наблюдается поражение людей окисью углерода (угарным газом): при содержании в воздухе 1% окиси углерода происходит почти мгновенная потеря сознания и смерть. Реже происходит поражение цианистыми соединениями, бензолом, окислами азота, углекислотой и другими токсичными продуктами.

Помимо отравляющего воздействия, задымление затрудняет ориентирование и оказывает сильных психологический эффект.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, внутренние стены которых облицованы панелями из горючих материалов, а потолки – сгораемыми древесными плитами. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других строительных материалов.

Зачастую пожары сопровождаются взрывами. Взрыв – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. К поражающим факторам взрыва относятся:

  • ударная воздушная волна;
  • тепловое излучение;
  • осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов.

Целесообразные действия при пожаре

  1. При обнаружении возгорания немедленно вызовите пожарную команду.
  2. Примите меры к эвакуации детей, а также тех, кто не может помочь в тушении пожара.
  3. Быстро, не поддаваясь панике, приступайте к тушению пожара, используя все доступные средства – песок, воду, огнетушители и т.д.
  4. Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, отключите электричество, перекройте газ и покидайте опасную зону.
  5. Не используйте для эвакуации лифт, который может остановиться в любой момент.
  6. При невозможности самостоятельной эвакуации обозначьте свое местоположение, вывесив из окна белую простыню.
  7. Если к спасению один путь – окно, бросьте вниз матрасы, подушки, ковры; сократите высоту прыжка, используя привязанные к батареям шторы, простыни, и т.д.
  8. При эвакуации горящие помещения и задымленные места проходите быстро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажной плотной тканью. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись – в прилегающем к полу пространстве чистый воздух сохраняется дольше.
  9. Ни в коем случае не открывайте окна, так как с поступлением кислорода огонь вспыхнет сильнее.
  10. Отыскивая пострадавших, окликайте их.
  11. Если на человеке загорелась одежда, помогите сбросить её, либо накиньте на горящего любое покрывало и плотно прижмите. Когда доступ воздуха ограничен, горение быстро прекратится. Не давайте человеку в горящей одежде бежать (сбейте с ног). Можно облить его водой.
  12. Эвакуируясь группой из задымлённого помещения, передвигайтесь цепочкой друг за другом, держась за ремень или плечо впереди идущего человека.

Целесообразные действия при взрыве (угрозе взрыва)

  1. Не подходите к взрывоопасным предметам и не трогайте их.
  2. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц.
  3. Если произошел взрыв, примите меры к предотвращению пожара и паники, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.
  4. При повреждении здания пожаром или взрывом входите в него осторожно, убедившись в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо- и водоснабжения, утечек газа, очагов пожара.
  5. Если вы проживаете вблизи взрывопожароопасного объекта, будьте внимательны. Сирены и прерывистые гудки предприятий (транспортных средств) означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радиоприемник или телевизор. Прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации и действуйте согласно указаниям территориального управления ГО ЧС.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Ввиду большого количества объектов инфраструктуры, составляющей основу техносферы, возможно возникновение большого количества вариантов экстремальных ситуаций, связанных с авариями и техногенными катастрофами. Однако главную опасность в связи с наибольшей возможностью возникновения в повседневной жизни представляют собой аварии на транспорте, пожары (взрывы) и обрушения зданий. Кроме того, в районах расположения объектов атомной энергетики и химической промышленности возможно радиационное и химическое заражение местности.

2. Следует помнить, что при всей уязвимости человека перед воздействием опасных факторов техногенного характера безвыходные ситуации возникают далеко не всегда. Самообладание, знание основных правил действий в экстремальных ситуациях и способность их применить помогут сохранить здоровье и жизнь.

Бесплатный хостинг uCoz